статьи
Эффективность контейнеризации грузов в России
А.В.Тимофеев, генеральный директор ООО «Глобал Логистик»
ЛОГИСТИКА / КОНТЕЙНЕРИЗАЦИЯ
В развитом мире средняя степень контейнеризации упакованных грузов достигает 98%, а контейнеризация грузов, которые в принципе можно контейнеризировать, — неупакованные сухие грузы, лес, зерно и прочие — достигает 70%.
О контейнеризации отечественных грузов, даже внешнеторговых, принято говорить в более минорном ключе. А контейнеризация внутренних перевозок при отсутствии полноценной статистики, по разным оценкам, составляет менее чем 10%. Причин такого положения вещей много. Более того, внутренние причины неразвитости российского контейнерного рынка созвучны истокам недостатков экономики в целом.

Тем не менее преимущества контейнерных перевозок очевидны. Но для их реализации каждому производству необходимо своё технологическое решение перехода на отгрузку готовой продукции в контейнерах, желательно без затарки в портах и тыловых терминалах. (Часть 2, начало статьи смотри в «МП» №7-2018).
Перевозка наливных грузов
Наливные грузы являются одними из наиболее значимых в структуре перевозок.
Их доля в общем объеме грузоперевозок по сети железных дорог РФ составляет около 23% и за последние годы превышает 200 млн. тонн. в год. Большая часть наливных грузов в настоящее время перевозится по железным дорогам в вагонах-цистернах.
А.В.Тимофеев, генеральный директор ООО «Глобал Логистик»
Анализ состояния безопасности вагонного парка показал, что на долю цистерн приходится до 86% всех инцидентов, происходящих при перевозке опасных наливных грузов по причине их существенного износа (более 50% всего парка). Поэтому у многих клиентов железных дорог нет желания отгружать наливные грузы в крупных объемах в железнодорожные вагоны-цистерны.

Между тем вагонам-цистернам существует альтернатива ― это контейнеры-цистерны, или танк-контейнеры. Они более экономичны и удобны в использовании. Проведенный сравнительный анализ показал, что у вагонов-цистерн 13 основных узлов подвержены возможным повреждениям в процессе эксплуатации, а у танк-контейнеров – только 6, что значительно снижает вероятность возникновения аварийных ситуаций с последними.
Контейнер-цистерна, или как его еще называют танк-контейнер, по терминологии и классификации ISO относится к категории контейнеров для специальных грузов. Данная категория объединяет контейнеры таких типов, которые по своей конструкции предназначены для перевозок особых грузов.
Таблица 1
Сравнение стоимости транспортировки наливных грузов в вагонах-цистернах и в контейнерных вставках для наливных грузов на примере пека каменноугольного.
Показатель Вагон-цистерна Танк-контейнер Вставка в контейнер
Стоимость единицы, руб. 7 800 000 4 800 000 720 000
Требуемый парк с учетом замены вставок через 12 лет 2 2 12
Инвестиционные затраты на парк, руб. 15 600 000 9 600 000 8 640 000
Затраты на содержание за 24 года, руб. 8 966 400 8 966 400 8 640 000
Итого затраты на содержание и инвестиции, руб. 24 566 400 18 566 400 17 280 000
Объем перевозок за 24 года, тонн 36 748,8 36 748,8 38 352,96
Переплата за тариф за тонну по сравнению со вставкой, руб. 1 119,15 1 119,15 0
Переплата за тариф за 24 года по сравнению со вставкой, руб. 41 127 419,52 41 127 419,52 0
Итого затраты на содержание, инвестиции и переплату за тариф, руб. 65 693 819,52 59 693 819,52 17 280 000
Итого затраты на перевезенную тонну груза за весь срок службы, руб. 1 787,65 1 624,37 450,55
Таблица 2
Сравнение тарифов при перевозке каменноугольного пека по маршруту Магнитогорск грузовой – Линёво
Род подвижного состава Груз ЕТ СНГ Загрузка, тонн Тариф СПС, груженый Тариф СПС, порожний Предоставление цистерны или контейнера + платформы Общая стоимость перевозки вагона Стоимость перевозки 1 тонны Стоимость перевозки 116 т в цистернах и 126 т в контейнерах
Срок доставки Руб/сут. Итого Итого на тонну
Цистерна 471 052 58 123 046 52 655 9 1200 21 600 372,4 197 301 3 401,74 394 602
2х20-фут. контейнера 471 052 2х19,3 36 854 36 854 9 800 14 400 373,1 88 108 2 282,59 264 324
дельта 1 119,15 130 278
Made on
Tilda